• Перейти на главную
  • Карта сайта

Концертмейстерского мастерства

Кафедра концертмейстерского мастерства

Кафедра концертмейстерского мастерства как самостоятельная структурная единица существует в Белорусской государственной академии музыки с 1969 года, но специальность концертмейстера всегда была востребована в музыкальном вузе. В первые годы существования консерватории концертмейстерами работали преподаватели специальных классов, а также студенты-пианисты и композиторы, профессиональный уровень которых не мог удовлетворить руководителей специальных классов. В послевоенные годы ведущие преподаватели-пианисты начали факультативно обучать студентов фортепианного отделения художественному аккомпанементу. Профессор Георгий Николаевич Петров учил пианистов работать с певцами и инструменталистами, прививал им навыки игры под дирижёрскую палочку, столь необходимые в работе со студентами хорового и оркестрового отделений. Некоторое время в Белорусской государственной консерватории работал главный концертмейстер ГАБТ БССР, нар. артист БССР С. Толкачёв, который сыграл большую роль в становлении концертмейстерского класса: под его руководством студенты овладевали навыками исполнения оперных клавиров, работы с вокалистами над оперными партиями. С середины 50-х годов преподавать концертмейстерский класс начала основатель концертмейстерской школы в Беларуси Этта Моисеевна Тырманд. Выдающийся педагог и композитор, человек большой эрудиции, талантливый музыкант, она создала систему воспитания концертмейстера, основанную на умении правильного прочтения авторского текста, проникновении в художественный замысел произведения, точном знании исполнительских целей и задач. Э.М. Тырманд подготовила несколько поколений профессиональных концертмейстеров, многие из них являются дипломантами республиканских, всесоюзных и международных конкурсов, имеют почётные учёные звания. 

В начале 1960-х годов концертмейстерский класс стал обязательным для всех пианистов. При кафедре камерного ансамбля, которой в то время руководил Степан Владимирович Сизко, образовалась секция концертмейстерского класса. С 1966 года квалификация концертмейстера стала присваиваться пианистам-дипломникам после сдачи ими государственного экзамена по концертмейстерскому классу. Необходимость подготовки пианистов к практической концертмейстерской деятельности поставила перед руководством вуза вопрос о преобразовании секции концертмейстерского класса в кафедру концертмейстерского мастерства, которую в 1966 году возглавил ведущий профессор вуза, один из основателей белорусской пианистической школы, заслуженный артист РБ Михаил Аркадьевич Бергер. С его приходом на кафедру наряду с доцентами Э.М. Тырманд и Еленой Петровной Володько были приглашены специалисты в области концертмейстерского мастерства, которые долгие годы представляли лицо кафедры: профессора кафедры Серафима Осиповна Белькевич и Софья Болеславовна Околова, доценты Людмила Павловна Андреева и Светлана Александровна Оськина. Были налажены связи с ведущими вузами страны – МГК и ЛГК, разработаны учебные планы и программы, включающие лучшие произведения не только мировой, но белорусской музыки. Кроме плановых академических концертов, экзаменов и зачётов, кафедрой проводились открытые кафедральные и классные концерты и конкурсы.

В 1978–1983-х годах кафедрой руководил Юрий Николаевич Гильдюк, с 1983 года – Софья Болеславовна Околова, с 2003 года – Татьяна Владимировна Дубровская. В разные годы на кафедре работали Елена Васильченко, заслуженная артистка РБ Лариса Максимова, дипломанты международных конкурсов Николай Сердобов, Нина Кавецкая, Ирина Боркун и др. Сейчас на кафедре работают профессор Серафима Осиповна Белькевич, заслуженная артистка РБ, доцент Лариса Семёновна Толкачёва, дипломант международных конкурсов, профессор кафедры Анна Борисовна Корженевская, доценты Софья Болеславовна Околова и Светлана Александровна Оськина, доцент Ольга Юрьевна Бельтюкова, старшие преподаватели Елена Борисовна Алексеева и Татьяна Валерьевна Белякова.

Кафедра активно сотрудничает с коллегами в музыкальных колледжах Гродно, Гомеле, Бресте, Витебске, оказывает методическую помощь. Члены кафедры ведут активную исполнительскую работу, дают концерты в составе ансамблей на лучших концертных площадках, осуществляют записи на радио и телевидении РБ и за её пределами, участвуют в национальных и международных конкурсах, конференциях.

Помимо концертной и преподавательской деятельности на кафедре ведется научно-методическая работа: составляются программы, издаются учебно-методические пособия по проблемам концертмейстерского исполнительства – особое место среди них занимают крупные учебные пособия по концертмейстерскому классу С.О. Белькевич: "Уроки концертмейстерского мастерства (Типичные ошибки начинающих аккомпаниаторов)" (2001) и "Обучение искусству аккомпанемента" (2007). Исследовательско-редакторской деятельностью активно занимается А.Б. Корженевская, под редакцией которой были изданы клавиры первой белорусской оперы Я. Голланда "Агатка" (1998) и А.Г. Радзивилла "Фауст" (2007), ряд сборников старинной белорусской музыки (см.: издания Академии). В 2007 году проводилась Международная конференция по вопросам концертмейстерского искусства, приуроченная к 90-летию Э.М. Тырманд – одной из основоположниц белорусской концертмейстерской школы. К 80-летию Академии, которое отмечалось в 2012 году,  кафедра подготовила ряд концертов вокально-инструментальной музыки из произведений мировой и белорусской классики, а также примет участие участие в юбилейном концерте факультета.

Большую помощь в подготовке концертмейстерских кадров оказывают ведущие солисты Национального академического Большого театра оперы и балета,  Белорусского государственного академического музыкального театра, Белорусской государственной филармонии. На протяжении многих лет с кафедрой сотрудничали народная артистка Беларуси Л. Златова, заслуженная артистка РБ Т. Печинская, лауреаты международных конкурсов А. Галкин, Н. Березина, П. Науменко, Я. Нелепа, И. Русиновская, Т. Цыбульская и др.

Новости, лауреаты:

  • 23 ноября 2009 г. состоялся концерт вокальной и инструментальной музыки памяти доцента кафедры концертмейстерского мастерства Людмилы Павловны Андреевой (1939–2002). Исп.: народная артистка Беларуси Л. Златова, лауреаты международных конкурсов А. Авраменко, С. Белозерцев, Л. Кузьмицкая, П. Науменко, Т. Петрова, Ю. Рожковская, Т. Цыбульская.
  • 10–11 декабря 2006 года  состоялся традиционный конкурс студентов кафедры концертмейстерского мастерства на лучшее исполнение фортепианной партии в произведениях для голоса с фортепиано. Среди обязательных произведений были песни В.А. Моцарта и Р. Шумана.
  • В Санкт-Петербурге (Россия) с 23 июня по 2 июля 2006 года проводился открытый Всероссийский конкурс вокально-фортепианных дуэтов. Дуэт в составе студента 5 курса Юрия Городецкого (тенор, класс концертно-камерного пения В.И. Скоробогатова) и ассистентки-стажера Татьяны Максимени (класс концертмейстерского мастерства А.Б. Корженевской) стал лауреатом 3 премии и обладателем специального приза за лучшее исполнение сочинений С. Слонимского.
  • В Академии музыки и театра в Вильнюсе (Литва) 16–18 декабря 2005 года проходил I Международный конкурс вокалистов и концертмейстеров. Ассистент-стажер кафедры концертмейстерского мастерства Татьяна Максименя и концертмейстер кафедры пения Татьяна Молокова получили 3 премию (обе – класс  А.Б. Корженевской). 
  • 1 и 12 ноября 2005 года проходил конкурс студентов кафедры концертмейстерского мастерства на лучшее исполнение фортепианной партии в произведениях для голоса с фортепиано. Среди обязательных произведений были ария композитора XIX века и романс П. Чайковского.

все фотографии