• Перейти на главную
  • Карта сайта

Белорусской музыки

Кафедра белорусской музыки

Кафедра белорусской музыки была создана в 1991 году на базе кафедры истории музыки. Ее открытие явилось своеобразным итогом многолетней деятельности преподавателей Белорусской государственной консерватории по изучению разных сфер белорусской музыки – фольклора, истории и теории академической музыки, музыкальной педагогики и исполнительства, которая велась на кафедрах истории и теории музыки, а также на исполнительских кафедрах. Новая кафедра продолжила традиции, заложенные основоположниками отечественного музыкознания Юлианом Николаевичем Дрейзиным (1879–1942) и Симой Герасимовной Нисневич (1914–1985). Особое значение в процессе формирования концепции кафедры имели идеи и взгляды Лидии Сауловны Мухаринской (1906–1987). Две сферы интересов крупнейшего белорусского ученого – этномузыкология и история музыки – составили приоритетные направления учебной и научной работы кафедры.

Создание кафедры совпало с коренными изменениями в политической жизни СССР на рубеже 1980–90-х годов, появлением независимых государств и актуализации процессов движения к национальным истокам. Открытие кафедры белорусской музыки с целью углубленного изучения отечественной культуры и подготовки музыковедов-белорусистов – в ряду явлений, знаменовавших наступление нового периода истории Беларуси, ее культуры и науки.

В состав кафедры вошли доктор искусствоведения Георгий Семёнович Глущенко, кандидаты искусствоведения Тамара Семеновна Якименко, Лариса Филипповна Костюковец, Валентина Алексеевна Антоневич. В последующие годы кафедра пополнялась новыми сотрудниками: к педагогической работе были привлечены кандидаты искусствоведения Инна Дмитриевна Назина, Ольга Владимировна Дадиомова и молодые преподаватели Тамара Владимировна Лихач, Татьяна Леонидовна Беркович, Лилия Фаильевна Баранкевич, Надежда Евгеньевна Бунцевич.

В настоящее время на кафедре работает 7 преподавателей, из них 2 доктора искусствоведения (И.Д. Назина, О.В. Дадиомова) и 4 кандидата наук. Все они – воспитанники Белорусской государственной консерватории. Кафедру в разные годы возглавляли Т.С. Якименко (1991–1996), И.Д. Назина (1997–2002), В.А. Антоневич (2002–2004). В настоящее время заведует кафедрой О.В. Дадиомова. Несмотря на небольшой состав, кафедра развернула масштабную работу в сфере музыкальной белорусистики.

Учебно-методическая и научно-исследовательская работа кафедры сосредоточена на отечественной музыкальной культуре. Цикл этномузыкологических дисциплин представлен обширным кругом традиционных и новых для педагогической практики учебных курсов: "Музыкальный фольклор", "Белорусский музыкальный фольклор", "Белорусская народная инструментальная музыкальная культура", "Традиционные культуры мира", "Нотная транскрипция музыки устной традиции", "Этномузыкология Беларуси", "Этнография Беларуси". Разные периоды белорусской музыкальной истории находят отражение в курсах "Музыкальная палеография", "История литургической музыки Беларуси", "История белорусской музыкальной культуры до XX века", "История белорусской музыки XX века". Полноте обучения музыковедов-белорусистов содействуют такие учебные дисциплины, как "Музыкальное источниковедение Беларуси", "Белорусское искусствознание и критика", "История искусства Беларуси" и др. Многие из названных курсов в основе своей имеют научные исследования преподавателей кафедры и собранный ими фактический материал (в виде аудио-, видео- и кинофиксаций народного творчества, архивных документов и нотных рукописей). По сути все ведущие сотрудники кафедры являются создателями целых областей научного знания в музыкальном белорусоведении. Чтобы полностью обеспечить учебный процесс по всем направлениям, к работе на кафедре привлекаются ведущие специалисты-музыковеды, историки, искусствоведы, филологи, журналисты.

Результаты научной деятельности кафедры отражены в многочисленных публикациях, таких, как учебное пособие "Беларуская народная музычная творчасць" Л. Мухаринской и Т. Якименко (1993), монография "Беларускiя народныя музычныя iнструменты" И. Назиной (1997), "Слоўнiк музычных тэрмiнаў" (1994), монографии "Белорусское композиторское творчество в его связях с фольклором" (1999) и "Белорусская музыка ХХ века: Композиторское творчество и фольклор" (2003) В. Антоневич, "Тэорыя харальных спеваў на Беларусi" Т. Лихач (1999), "Нарысы гiсторыi музычнай культуры Беларусi" (2000), "Музычная культура Беларусі: гісторыка-тэарэтычнае даследаванне" (2002), "Гісторыя музычнай культуры Беларусі да ХХ стагоддзя" (2012), "Музыкальная культура Беларуси Х–ХІХ вв." (2015) О. Дадиомовой, "Сучасная беларуская этнамузыкалогія"  Т. Якименко (2004), "Стилистика канта и ее претворение в белорусской народной песне"  Л. Костюковец (2006, 2009), "Жыццё і творчасць М.К. Агінскага ў каардынатах яго часу і культурнага асяроддзя" С. Немагай (2007), "Песенна-гульнявыя дзеі перыяду сонцавароту ў этнамузычнай традыцыі беларусаў" Т. Беркович (2015); сборники научных статей по материалам Научных чтений памяти Л.С. Мухаринской (1995–2012), учебные пособия "Пытанні этнамузыкалогіі" (2006) (сост. Т. Якименко), учебные пособия (хрестоматии) "Музыка Беларусі эпохі Рэнесанса", "Музыка Беларусі эпохі Барока" (2005), "Музыка Беларусі эпохі Класіцізма" (2006) и "Музыка Беларусі эпохі Рамантызму" (2007, 2008)(сост. О. Дадиомова) и др. Подробнее см.: издания академии.

Важную часть учебной и научной деятельности кафедры составляет работа аспирантов и соискателей – этномузыкологов, историков музыки, музыковедов-медиевистов, которые в своих исследованиях разрабатывают проблемы прошлого и настоящего отечественной музыки, традиционной и академической музыкальных культур. Студенты кафедры принимают активное участие в фольклорных экспедициях по республике. Большую роль в организации экспедиции, создании фоноархива и сохранения белорусского наследия имеет Кабинет народнай музыки.

Одной из доминант в работе кафедры является организация и ежегодное (с 1992 года) проведение "Научных чтений памяти Л.С. Мухаринской", которые вносят заметный вклад в научную жизнь страны. Для молодых ученых, аспирантов и студентов эта конференция является важным стимулом исследовательской деятельности. Издаваемые на протяжении 20 лет сборники материалов "Научных чтений", а также сборники трудов молодых ученых-этномузыкологов отражают разнообразие направлений работы кафедры, ее научные перспективы.

Учебный и научный потенциал кафедры очень высок. За непродолжительное время сотрудниками и воспитанниками кафедры были защищены 3 докторских и 12 кандидатских диссертаций, изданы десятки научных исследований и методических разработок (учебных пособий, хрестоматий, программ и др.). Преподаватели кафедры публикуются не только в отечественных, но и зарубежных изданиях, принимают участие в международных конференциях (Париж, Эдинбург, Лондон, Варшава, Вильнюс, Санкт-Петербург, Москва, Минск и др.), являются авторами и редакторами радио- и телепрограмм.

Кафедра в лице её заведующей О. Дадиомовой осуществляет научное руководство масштабными музыкально-просветительскими проектами и фестивалями, организованными Национальным академическим концертным оркестром РБ под руководством М. Финберга, в городах Несвиж, Мир, Заславль, Пинск, Мстиславль, Чечерск и др. Совместно с международной организацией ЮНЕСКО выпущены аудиодиски с записями белорусской музыки XVII–XX веков.

За последние годы возросло число молодых учёных и преподавателей, работающих в высших и средних учебных заведениях страны и за рубежом. Среди воспитанников кафедры – кандидат искусствоведения, старший преподаватель Владимир Невдах (выпускник австрийской Высшей музыкальной школы в г. Граце), кандидат искусствоведения, декан факультета искусств Института современных знаний имени А. Широкова Михаил Козлович, кандидат искусствоведения, преподаватель Наталья Дожина, кандидат искусствоведения, доцент Полоцкого государственного университета Татьяна Сидорович, кандидат искусствоведения, преподаватель Могилёвского государственного музыкального училища имени Н. Римского-Корсакова Ольга Морозова, кандидаты искусствоведения Екатерина Бондаренко, Наталья Копытько, Светлана Немогай, Василина Прибылова, Лилия Баранкевич, Екатерина Кривошейцева,  Екатерина Чернова, директор Гродненского государственного музыкального колледжа Алексей Солодухин и др.

В настоящее время кафедра является уникальным, единственным в мире учебно-исследовательским подразделением, полностью направленным на освоение отечественной музыкальной культуры. Признанием её высоких заслуг в культурной жизни страны стало награждение ряда сотрудников (В. Антоневич, И. Назиной, О. Дадиомовой, Т. Якименко) специальной премией Президента Республики Беларусь.

все фотографии