• Перейти на главную
  • Карта сайта

Истории музыки

Кафедра истории музыки

Одним из фундаментальных музыкально-педагогических образований в структуре вновь созданной в 1932 году Белорусской государственной консерватории была кафедра композиции, истории и теории музыки. Именно здесь тогда сосредоточились наиболее творчески деятельные преподаватели – композиторы и музыковеды. Важную работу первоначальной организации учебного процесса выполнил приступивший к работе на кафедре в 1933 году композитор Николай Ильич Аладов. Опытный музыкант-практик и теоретик, он творчески обосновал исторические связи важнейших инструментальных и театральных жанров. Возглавивший кафедру в 1933 году воспитанник Петербургской консерватории, композитор Василий Андреевич Золотарёв укреплял классический фундамент образования, стремился к развитию творческих данных учащихся и к исторически направленному общемузыкальному их воспитанию. Методологической почвой трудов в области истории музыки и фольклористики стало первостепенное внимание к современному композиторскому процессу и его общеславянским традициям. В качестве преподавателей истории музыки были привлечены высокообразованные специалисты. Юлиан Николаевич Дрейзин (выпускник МГК, класс композиции Г. Конюса) был известен как талантливый эссеист, переводчик, пропагандист мировой художественной классики. Елена Семёновна Берлянд-Чёрная (выпускница МГК) читала курс истории зарубежной музыки и создавала исследования об австрийском музыкальном театре. Под руководством Лидии Сауловны Мухаринской с 1939 года проводились курсы народного музыкального творчества, истории русской и советской музыки, с 1948 года осуществлялись ежегодные фольклорные экспедиции студентов и формировались основы белорусской этномузыкологии. Значительную учебную и методическую работу вела ученица В.А. Золотарёва, композитор и историк Сима Герасимовна Нисневич, которая активно сотрудничала с АН БССР, с "Белорусской энциклопедией", периодическими изданиями, с учебными отделами издательств, руководила музыкальным лекторием консерватории. С.Н. Нисневич сочетала исследовательский интерес к национальной истории, белорусскому фольклору и современному композиторскому творчеству. С конца 1930-х и в послевоенные годы на кафедре преподавали историю музыки также выпускники МГК Алексей Владимирович Карпович, Израиль Владимирович Нестьев, Бронислав Сильвестрович Смольский и воспитанница ЛГК Вера Александровна Сизко (Годлевская). 

В 1957 году кафедру композиции, истории и теории музыки возглавил выпускник ГМПИ имени Гнесиных, музыковед-историк Георгий Семёнович Глущенко. Историческая секция кафедры укрепилась научно и методически, обогатилась новой дисциплиной "Специализация", что упрочило профессиональные контакты выпускников с белорусскими учебными и научными заведениями, с филармонией, радио, телевидением. Авторский коллектив преподавателей-историков, в состав которого входили Георгий Семёнович Глущенко, Лидия Сауловна Мухаринская, Сима Герасимовна Нисневич, Калерия Иосифовна Степанцевич, Таисия Алексеевна Щербакова, начал работу над "Гісторыей беларускай савецкай музыкі" – первым в серии всесоюзных учебных пособий по истории музыки и музыкальной литературе для консерваторий и училищ (издано в 1971 году; на русском языке учебное пособие "История белорусской советской музыки" опубликовано в 1976 году). Одновременно на кафедре выполнялись темы из истории русской культуры XIX в. – публицистика Н. Кашкина анализировалась в трудах Г.С. Глущенко, текстологические проблемы "Бориса Годунова" М. Мусоргского исследовались в работах Т.А. Щербаковой. 

Увеличение числа преподавателей привели в 1967 году к выделению кафедры истории музыки в самостоятельную структуру (заведующий – Г.С. Глущенко). В 1970–80-х годах к работе на кафедре были привлечены выпускницы БГК – Людмила Анатольевна Волкова (Сцепуро), Валентина Алексеевна Антоневич, Лариса Филипповна Костюковец, Радослава Николаевна Аладова и Алла Владимировна Володкович. Научными работами аспирантов руководили профессора А.Н. Дмитриев (ЛГК), Т.В. Попова (ГМПИ имени Гнесиных), доценты М.С. Брук (ГМПИ им. Гнесиных) и Л.С. Мухаринская (БГК). В эти годы сложился профессионально прочный коллектив педагогов-историков. В 1975–1979 годах кафедрой истории музыки руководила Галина Григорьевна Кулешова, создавшая и методически обосновавшая специальный курс "Основы оперной драматургии" для студентов-музыковедов, затем кафедрой вновь руководил Г.С. Глущенко.

В 1970-х годах была продолжена научная разработка курса "Гісторыя беларускай савецкай музыкі", появились оригинальные исследования о кантовой культуре в Беларуси (Л.Ф. Костюковец) и о полифонии в белорусской симфонической музыке (Р.Н. Аладова). Помимо белорусского, на кафедре развивались три исторических направления, увенчавшихся в 1980-х годах появлением монографий и защитами докторских диссертаций по проблеме организации действия и сквозном музыкальном развитии в опере (Г.Г. Кулешова, ИИФЭ, Киев, 1982), о теоретико-методологических основах русской музыкальной критики XIX – начала ХХ вв. (Г.C. Глущенко, ИИФЭ, Киев, 1984) и о формировании национального стиля русской школы на основе контактов музыки городского быта и русской классики XIX в. (Т.А. Щербакова, Институт истории искусств, Москва, 1989).

1990-е годы внесли существенные изменения в структуру кафедры и содержание ее работы. В 1991 году были созданы два самостоятельных образования: кафедра белорусской музыки и по-новому профилированная кафедра истории музыки, которую возглавила Т.А. Щербакова. Педагогический состав кафедры пополнился новыми специалистами, кандидатами искусствоведения Еленой Маратовной Гороховик (окончила МГК и аспирантуру по классу профессора Дж.К. Михайлова), Эльвирой Анатольевной Олейниковой (окончила БГК по классу профессора Н.Н. Юденич, аспирантуру ИИЭФ АН БССР у доктора искусствоведения Г.Г. Кулешовой), Ниной Самуиловной Степанской (окончила БГК у профессора К.И. Степанцевич, аспирантуру МГК у профессора В.В. Медушевского), а также защитившими кандидатские диссертации в конце 1990-х годов Антониной Алексеевной Карпиловой (окончила БГК по классу профессора Н.Н. Юденич, аспирантуру ИИЭФ АН БССР у профессора А.В. Красинского). С открытием в середине 1990-х годв в нашей Академии музыки аспирантуры преподаватели кафедры Т.А. Щербакова, Р.Н. Аладова, Е.М. Гороховик, Э.А. Олейникова осуществляют научное руководство аспирантами и соискателями. Выпускники аспирантуры С.В. Змиевская, кандидаты искусствоведения Н.Г. Ганул, С.Н. Немцова-Амбарян участвуют в педагогической деятельности кафедры. Возглавляет кафедру кандидат искусствоведения, доцент Э.А. Олейникова.

Главными направлениями учебной и научной деятельности кафедры остается изучение истории зарубежной и истории русской музыки, разработка научно-методического обеспечения этих академических курсов и их методологическое обновление. Тематика исследований широко открыта в современное научное пространство. В учебных планах по специальности "музыковедение" появились специальные курсы "Введение в музыковедение", "Основы музыкальной текстологии", "Методология теоретического и исторического музыковедения", "Новое в современном музыкознании". Эстетико-философские и стилистические стороны творчества белорусских композиторов изучаются контекстно в системе мировых художественных ценностей и искусства христианской традиции. За последнее десятилетие упрочились связи учебных и научных направлений, объединяющих историю музыки и этномузыкологию. В учебных планах кафедры появился отражающий художественные достижения национальных школ в ХХ веке курс "История музыки стран Евразии", были введены новые учебные дисциплины и исследовательские специализации – "Музыка Азии, Африки, Америки и Океании", "Массовая музыкальная культура". Заслуживает внимания законченная в 2005 году докторская диссертация "Музыкальная культура Индии как система" Е.М. Гороховик и защищённые в 2005 году диссертации по музыкальным культурам Турции, Иордании, Америки. Среди значительных работ кафедры выделяются монография Р.Н. Аладовой "Константин Горский и его опера «Маргер» в контексте белорусской культуры" (2005) и учебное пособие Л.А. Волковой "История белорусской музыки ХХ века. Симфония" (2009). Тематическое и методологическое многообразие научных интересов и профессиональных потребностей педагогов и аспирантов кафедры отражены в сборниках статей "Вопросы истории музыки" (2002), "Страницы истории Белорусской государственной академии музыки" (2007), "Белорусское историческое музыкознание: научные парадигмы, тенденции, перспективы" (2008), "Музыка и слово: аллюзии, контакты, взаимодействия" (2012). Подробнее см.: издания академии.

Выпускники кафедры работают во всех учреждениях культуры Беларуси. Как опытные преподаватели истории музыки известны сотрудники Могилёвского филиала, Гомельского и Гродненского музыкальных колледжей кандидаты искусствоведения О.П. Морозова, Г.Г. Осипова, И.Ф. Двужильная. В республиканских училищах, лицеях, колледжах трудятся опытные преподаватели музыкальной литературы Г.Ю. Карасик, Н.А. Литвинова, С.А. Колчанова, А.А. Зусман, Л.П. Белявская, Л.В. Лещевич, И.Б. Морих, Н.И. Никитина, Е.В. Шестиловская, В.Г. Бычковская, О.Ч. Белюць, О.А. Капуста, Ю.Г. Саевич, М.А. Мурашко. В качестве музыкальных редакторов работают Э.А. Езерская, Л.П. Бородина, Л.С. Митакович, Ф.С. Колесникова, Л.С. Хотенко, Н.Е. Бунцевич, лекторы Белгосфилармонии А.И. Агаркова, Е.В. Колесник, Ж.А. Циркунова.

все фотографии