• Перейти на главную
  • Карта сайта

Теории музыки

Кафедра теории музыки

Кафедра теории музыки была создана в 1968 году на базе теоретической секции кафедры музыковедения. Деятельность новой кафедры определяли традиции отечественных музыковедческих школ, педагогический и научный опыт известных преподавателей и учёных музыкальных вузов Москвы и Ленинграда, ученики и последователи которых составили основу коллектива. Ими были: Макс Григорьевич Шифрин (МГК, класс И.В. Способина), Юлиан Брониславович Леттецкий (МГК, класс Л.А. Мазеля), Нина Николаевна Юденич (ЛГК, класс Х.С. Кушнарёва), Калерия Иосифовна Степанцевич (ГМПИ имени Гнесиных, класс Б.В. Левика), Маргарита Сергеевна Миненкова (БГК, класс М.Г. Шифрина).

Инициатор организации новой кафедры и ее первый руководитель, музыковед Калерия Иосифовна Степанцевич свою главную задачу видела в формировании высококвалифицированного, творчески активного научно-педагогического коллектива, призванного решать задачи, стоящие на уровне современных проблем музыкального вуза. С этой целью были привлечены и новые силы: старший научный сотрудник ИИЭФ АН БССР Виктор Иванович Елатов, композиторы Дмитрий Брониславович Смольский и Евгений Григорьевич Дегтярик.

В 1970-х годах на кафедре начали работать молодые специалисты, выпускники Белорусской государственной консерватории – Анна Борисовна Салей, Тамара Александровна Щербо, Лариса Филипповна Костюковец, Татьяна Савельевна Лещеня, Раиса Ивановна Сергиенко, Николай Васильевич Шиманский.

Большое внимание уделялось привлечению молодых специалистов к интенсивной научной деятельности, повышению их квалификации, обучению в аспирантуре. В качестве научных руководителей приглашались ученые из Московской и Ленинградской консерваторий, ВНИИ искусствознания и ГМПИ имени Гнесиных: В.В. Протопопов, Е.В. Назайкинский, М.Е. Тараканов, Ю.Н. Холопов, В.В. Задерацкий, М.С. Скребкова-Филатова, З.И. Глядешкина, В.В. Медушевский, А.П. Милка, Т.Н. Дубравская и другие.

Процесс консолидации научно-педагогического состава кафедры завершился в начале 1980-х годов, когда на кафедре стали работать выпускники БГК Татьяна Герасимовна Мдивани, Александр Анатольевич Друкт, Ольга Парфеновна Савицкая, Марина Сергеевна Старчеус, Юрий Дмитриевич Златковский, Татьяна Андреевна Титова; в разное время из других вузов на кафедру были приглашены Борис Николаевич Златоверховников (МГК), Ирина Михайловна Головач (ТГК), Екатерина Николаевна Дулова (ЛГК). Деятельность кафедры в период до 1992 года отражена в учебном издании "Из истории музыкознания в Беларуси: Белорусская государственная академия музыки (1932–1992)" (Минск, 2002).

В 1990–2000-х годах штат коллектива кафедры пополнился новыми специалистами, выпускниками Белорусской государственной академии музыки, среди которых кандидаты искусствоведения Елена Викторовна Куракина, Наталья Олеговна Арутюнова, Марина Евгеньевна Пороховниченко, Елена Васильевна Лисова, Алла Анатольевна Тихомирова, Людмила Георгиевна Запевалова, Нелли Вячеславовна Мацаберидзе и другие.

В разное время кафедру возглавляли кандидат искусствоведения Лариса Филипповна Костюковец (с 1981), кандидат искусствоведения Николай Васильевич Шиманский (с 1987), кандидат искусствоведения Татьяна Андреевна Титова (с 1995), доктор искусствоведения Екатерина Николаевна Дулова (с 2001). С сентября 2016 года кафедрой руководит кандидат искусствоведения Т.А. Титова.

В настоящее время в составе кафедры 14 преподавателей, имеющих ученые степени и звания; из них 3 – доктора искусствоведения

Кафедра готовит специалистов по направлению специальности 1-21 04 02-01 Искусствоведение (музыковедение) на I и II ступенях обучения в Академии; осуществляет подготовку студентов всех исполнительских специальностей по музыкально-теоретическим дисциплинам (включая слушателей подготовительного отделения).

Для студентов магистратуры и аспирантов читаются курсы "История и теория музыки", "Методология современного музыкознания", ряд спецкурсов. Профессора и доценты кафедры осуществляют научное руководство диссертационными исследованиями магистрантов, аспирантов, докторантов. Почти ежегодно в совете по защите диссертаций Академии проходит защита нескольких кандидатских диссертаций, выполненных на кафедре теории музыки. Важным научным событием и для кафедры, и для всей Академии стала защита докторской диссертации профессора Николая Васильевича Шиманского "Раннее многоголосие в литургической музыке западноевропейского средневековья (к типологии органума)", состоявшаяся в июле 2017 года.

Область приоритетных направлений в научной, научно-методической и методической деятельности кафедры формируется в соответствии с научными интересами профессорско-преподавательского состава, а также с учетом актуальной проблематики в теоретическом изучении стиля, жанра, формы, звуковысотной организации, полифонии, фактуры, мелодики, музыкальной психологии и др. Одно из важнейших научных направлений — изучение творчества белорусских композиторов XX – начала XXI столетия (общие тенденции развития, индивидуальный композиторский стиль, семантика и поэтика произведений современных белорусских композиторов и др.). В публикациях последнего десятилетия расширяется сфера научно-методических разработок по актуальным вопросам методики и практики обучения в высших и средних специальных музыкальных учреждениях образования в Беларуси и за ее пределами. Создаются пособия, хрестоматии, иного рода учебно-методические материалы благодаря усилиям преподавателей кафедры.

За последние десятилетия преподавателями кафедры были опубликованы монографии И.М. Головач "Аудитория музыкального искусства. На материалах социологических опросов жителей больших городов Беларуси" (1997), Р.И. Сергиенко "Звуковысотная основа музыкальной композиции ХХ века" (1998), Е.Н. Дуловой "Балетный жанр как музыкальный феномен (русская традиция конца XVIII – начала XX века" (1999), Н.В. Шиманского "Типология многоголосия в литургической музыке западноевропейской традиции: феномен архаического вокально-ансамблевого интонирования" (2006), Е.В. Лисовой "Инструментальные концерты Галины Гореловой" (2007), О.П. Савицкой "Крупные инструментальные формы эпохи барокко. Органная месса / Sonata da chiesa" (2008). Также были изданы учебно-методические пособия Б.Н. Златоверховникова "Гармоническое сольфеджио" (1997) и "Пособие по слуховому анализу на уроках сольфеджио" (2003), Н.Н. Юденич "Музыковедческий анализ: вопросы теории и методики" (2006), Т.С. Лещени "Вокальная музыка эпохи Барокко. Тетр.1 и 2" (2006, 2007), М.Е. Пороховниченко "Систематический курс сольфеджио" (2011) и "Хоровое сольфеджио: интонационные упражнения, методические комментарии. Части 2, 3, 4" (2011) и др. Подробнее см.: Издания академии.

Активное участие преподаватели принимают в организации работы Студенческого научно-творческого общества, в подготовке и проведении международных конференций и симпозиумов, республиканских олимпиад по музыкально-теоретическим дисциплинам для учащихся ДМШИ и музыкальных учреждений среднего специального образования, лекций и практических занятий для слушателей ФПКП.

Среди выпускников кафедры, в том числе по линии аспирантуры, – специалисты различного профиля. В этом ряду известные в республике и за ее пределами педагоги высшего и среднего звена музыкального образования (Р.Г. Коленько, Н.С. Степанская, Э.А. Олейникова, О.А. Галкин, Л.Г. Авсиевич, М.Е. Пороховниченко, В.Ю. Густова, Л.И. Левченко, Л.Г. Кононова, Н.Н. Гутина, Е.В. Гуревич, Е.Д. Сущеня, А.Б. Пескин, В.В. Невдах и многие другие), музыковеды-исследователи (Т.Г. Мдивани, М.С. Старчеус, А.А. Карпилова, Е.В. Лисова, Н.В. Мацаберидзе), журналисты и музыкальные редакторы (Т.П. Песнякевич, М.А. Казимиров, М.Е. Клестова) и другие.

все фотографии