• Перейти на главную
  • Карта сайта

Теории музыки

Кафедра теории музыки

Кафедра теории музыки была создана в 1968 году на базе теоретической секции кафедры музыковедения. Деятельность новой кафедры определяли традиции отечественных музыковедческих школ, педагогический и научный опыт известных преподавателей и учёных музыкальных вузов Москвы и Ленинграда, ученики и последователи которых составили ее основу. Ими были: Макс Григорьевич Шифрин (МГК, класс И. Способина), Юлиан Брониславович Леттецкий (МГК, класс Л. Мазеля), Нина Николаевна Юденич (ЛГК, класс К. Кушнарёва), Калерия Иосифовна Степанцевич (ГМПИ имени Гнесиных, класс Б. Левика), Маргарита Сергеевна Миненкова (БГК, класс М. Шифрина).

Инициатор организации новой кафедры и ее первый руководитель, музыковед Калерия Иосифовна Степанцевич свою главную задачу видела в формировании высококвалифицированного, творчески активного научно-педагогического коллектива, призванного решать задачи, стоящие на уровне современных проблем музыкального вуза. С этой целью были привлечены и новые силы: старший научный сотрудник ИИЭФ АН БССР Виктор Иванович Елатов, композиторы Дмитрий Брониславович Смольский и Евгений Григорьевич Дегтярик.

В 1970-х годах на кафедре начали работать молодые специалисты, выпускники Белорусской государственной консерватории – Анна Борисовна Салей, Тамара Александровна Щербо, Лариса Филипповна Костюковец, Татьяна Савельевна Лещеня, Раиса Ивановна Сергиенко. 

Большое внимание уделялось привлечению молодых специалистов к интенсивной научной деятельности, повышению их квалификации, обучению в аспирантуре. В качестве научных руководителей приглашались ученые из Московской и Ленинградской консерваторий, ВНИИ искусствознания и ГМПИ имени Гнесиных: В. Протопопов, Е. Назайкинский, М. Тараканов, Ю. Холопов, В. Задерацкий, М. Скребкова-Филатова, З. Глядешкина, В. Медушевский, А. Милка, Т. Дубравская и др.

Процесс консолидации научно-педагогического состава кафедры завершился в начале 1980-х годов, когда на кафедре стали работать выпускники БГК Татьяна Герасимовна Воробьева-Мдивани, Александр Анатольевич Друкт, Николай Васильевич Шиманский, Ольга Парфеновна Савицкая, Марина Сергеевна Старчеус, Юрий Дмитриевич Златковский, Татьяна Андреевна Титова, а из других вузов были приглашены Борис Николаевич Златоверховников (МГК), Ирина Михайловна Головач (ТГК), Екатерина Николаевна Дулова (ЛГК). Деятельность кафедры в период до 1992 года отражена в учебном издании "Из истории музыкознания в Беларуси: Белорусская государственная академия музыки (1932–1992)" (Мн., 2002).

В 1990–2000-х годов штат коллектива кафедры пополнился новыми специалистами, выпускниками Белорусской государственной академии музыки, среди которых кандидаты искусствоведения Елена Викторовна Куракина, Наталья Олеговна Арутюнова, Марина Евгеньевна Пороховниченко, Алла Анатольевна Тихомирова, Вероника Викторовна Беглик, Елена Васильевна Лисова, преподаватели Александра Витальевна Макарова, Светлана Сергеевна Воронова.

Кафедра является выпускающей по специализации "Теория музыки". Ученые степени имеют 14 преподавателей, из них – 3 доктора искусствоведения.

В разное время кафедру возглавляли кандидат искусствоведения Лариса Филипповна Костюковец (с 1981), кандидат искусствоведения Николай Васильевич Шиманский (с 1987), кандидат искусствоведения Татьяна Андреевна Титова (с 1995), доктор искусствоведения Екатерина Николаевна Дулова (с 2001). С сентября 2016 года кафедрой руководит кандидат искусствоведения, доцент Т.А. Титова. 

Разрабатываемые на кафедре проблемы группируются в соответствии с научными интересами преподавателей. Одним из основных научных направлений стало изучение историко-теоретических проблем белорусской музыкальной культуры. В настоящее время активизировался процесс создания методических разработок, пособий и хрестоматий на материале белорусской музыки. Преподаватели кафедры занимаются и разрешением ряда узловых вопросов современного теоретического музыкознания, разрабатывают актуальные проблемы музыкальных форм, жанров, звуковысотной организации, мелодии, фактуры, полифонии, музыкальной психологии.

Для студентов магистратуры и аспирантуры читаются спецкурсы "История и теория музыки", "Основы научного исследования", "Методология современного музыкознания". 

За последние годы преподавателями кафедры были опубликованы монографии Е.Н. Дуловой "Балетный жанр как музыкальный феномен (русская традиция конца XVIII – начала XX века" (2000), О.П. Савицкой "Крупные инструментальные формы эпохи барокко. Органная месса / Sonata da chiesa" (2008), Н.В. Шиманского "Типология многоголосия в литургической музыке западноевропейской традиции: феномен архаического вокально-ансамблевого интонирования" (2005). Также были изданы учебно-методические пособия М.Е. Пороховниченко "Систематический курс сольфеджио" (2011) и "Хоровое сольфеджио: интонационные упражнения, методические комментарии. Части 2, 3, 4" (2011). Подробнее см.: издания академии.

Активное участие преподаватели принимают в организации работы Студенческого научно-творческого общества, в подготовке и проведении международных конференций и симпозиумов, студенческих олимпиад.

Среди выпускников кафедры – специалисты различного профиля, в числе которых известные в республике педагоги (Л. Авсиевич, В. Густова, И. Казанцева, Л. Кононова, Р. Коленько, Н. Степанская, Э. Олейникова, М. Пороховниченко), редакторы музыкальных программ радио (Т. Песнякевич), исследователи (Т. Воробьева-Мдивани) и др.

все фотографии