• Перейти на главную
  • Карта сайта

Выставка "Фёдор Шаляпин – самородок земли русской"

Выставка "Фёдор Шаляпин – самородок земли русской"

Нотно-научная библиотека представляет тематическую выставку "Фёдор Шаляпин – самородок земли русской", приуроченную к 145-летию со дня его рождения.

Величайший представитель русской вокальной школы Фёдор Иванович Шаляпин (13.02.1873, Казань – 12.04.1938, Париж) известен всему миру. С 1899 года – солист Большого театра в Москве и Мариинского театра в Санкт-Петербурге, он с огромным успехом солировал на сцене других ведущих театров мира: в 1901 году – в заглавной партии в опере "Мефистофель" А. Бойто в миланском театре "Ла Скала", в 1907–1909, 1913 годах – в "Русских сезонах" в Париже. Его также приглашали сниматься в кино: в 1915 году дебютировал в роли Ивана Грозного в исторической кинодраме "Царь Иван Васильевич Грозный" (по драме Л. Мея "Псковитянка"). После Октябрьской революции 1917 года Фёдор Михайлович стал первым народным артистом Республики (1918–1927, звание возвращено в 1991), был назначен художественным руководителем Мариинского театра (1918). В 1922 году покинул Родину, солировал на сцене Метрополитен-опера в Нью-Йорке, выступал с сольными концертами. В 1935–1936 годах отправился в свои последние гастроли на Дальний Восток, где дал 57 концертов.

Своей деятельностью Фёдор Михайлович Шаляпин оказал значительное влияние на развитие мирового вокального искусства. Он до сих пор вызывает интерес певцов, режиссёров, исследователей, писателей как феномен, загадка, удивительный, неповторимо совершенный художник. Созданные великим певцом сценические образы ещё при жизни стали эталоном высокого оперного искусства. Художественную интерпретацию Шаляпина отличало самостоятельное прочтение текста, позволяющее говорить об оригинальных шаляпинских исполнительских редакциях многих произведений оперной и камерной музыки. Это отражено и в его эпистолярном наследии, в автобиографии "Маска и душа". При тщательнейшем внимании к внешнему образу он всегда ставил на первое место внутреннюю работу актёра – "грим психологический", движение души, которое должно одухотворить каждый жест, слово, музыкальную фразу. Задумавшись над проблемой совмещения пения с актёрской игрой, великий мастер придумал специальные термины для работы над оперной ролью. Использование этих терминов помогло Шаляпину стать всемирно известным оперным артистом, а его высочайшее искусство художественного перевоплощения легло в основу учения К. Станиславского, для которого Шаляпин всегда являл совершенный образец подлинного искусства переживания.

На выставке представлены книги, монографии, исследовательские очерки о творческой и исполнительской деятельности Ф.М. Шаляпина, статьи из журналов, научных трудов и сборников, иллюстрации сценических образов артиста, альбомы, аудиозаписи. Особого внимания заслуживает издание библиотеки Государственного академического театра оперы и балета "Мусоргский и Шаляпин" В. Каратыгина (Петроград, 1922), а также сборник статей и очерков "Жизнь, воплощенная в музыке" С. Хентовой (М., 1972) с личным автографом автора.

Экспозиция выставки размещается в фойе Большого зала учебного корпуса № 1 (ул. Интернациональная, 30) с 16 февраля по 13 марта 2018 года.

СкачатьФотогалерея

СкачатьДругие выставки

все фотографии