• Перейти на главную
  • Карта сайта

Защита диссертации М.В. Нестеровой

Защита диссертации М.В. Нестеровой 20 декабря 2017 года в 14.00 на заседании Совета по защите диссертаций в учреждении образования "Белорусская государственная академия музыки" (ул. Интернациональная, 30, ауд. 104) состоится публичная защита диссертации Марии Владимировны Нестеровой на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности "Музыкальное искусство" (17.00.02). Тема диссертации – "Жанрово-стилевые модусы басоостинатных вариаций в современной белорусской музыке". Работа выполнена на кафедре теории музыки Учреждения образования "Белорусская государственная академия музыки". Научный руководитель – Татьяна Андреевна Титова (кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой теории музыки Учреждения образования "Белорусская государственная академия музыки"). Официальные оппоненты: Надежда Александровна Ювченко (доктор искусствоведения, доцент, заведующий отделом музыкального искусства и этномузыкологии Государственного научного учреждения "Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы национальной академии наук Беларуси"); Наталья Валерьевна Бычкова (кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой теории и методики преподавания искусства Учреждения образования "Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка"). Оппонирующая организация – Учреждение образования "Белорусский государственный университет культуры и искусств". Цель работы – установление важнейших сторон жанрово-стилевой трактовки басоостинатных вариаций и функционирования жанра в белорусской музыке последней четверти XX – начала XXI века. Методы исследования: исследование проводилось на основе комплексной методологии, которая включает такие виды анализа, как исторический, социокультурный, сравнительный, стилевой, целостный музыковедческий (жанровый, системно-структурный, анализ средств музыкальной выразительности), семиотический (раскрытие знаково-семантической специфики тематизма басоостинатных вариаций). Полученные результаты исследования и их новизна: диссертационное исследование представляет первый опыт комплексного музыковедческого анализа значительного пласта неисследованных ранее (либо недостаточно глубоко изученных) басоостинатных вариаций белорусских композиторов рубежа ХХ–ХХI вв. Определены три основные стилевых вектора влияния, на перекрестии которых рождаются белорусские басоостинатные вариации (Д. Шоcтакович, Р. Щедрин, барочно-баховские образцы). Описаны процессы "вхождения" жанра басоостинатных вариаций в музыку ХХ века. Освещено соотношение категорий жанра и формы; на басоостинатные вариации спроецированы предложенные Т. Щербо понятия "музыкальный род", "родовой жанр" и "жанровый вид". Выявлена специфика тонально-ладового содержания басоостинатных вариаций. Расширено теоретическое обоснование введённого Ю. Холоповым понятия "остинатная тональность", связанные с ним положения экстраполированы на методологию исследования басоостинатных вариаций. Материалы и результаты исследования можно применить в научно-исследовательской, педагогической, исполнительской и просветительской деятельности. Область применения – искусствоведение, музыковедение, культурология, музыкальная композиция, музыкальное образование.

все фотографии