• Перейти на главную
  • Карта сайта

Защита диссертации Л.С. Шпаковской

Защита диссертации Л.С. Шпаковской 6 декабря 2017 года в 16.00 на заседании Совета по защите диссертаций в учреждении образования "Белорусская государственная академия музыки" (ул. Интернациональная, 30, ауд. 104) состоится публичная защита диссертации Любови Сергеевны Шпаковской на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности "Музыкальное искусство" (17.00.02). Тема диссертации – "Функциональная организация литургической монодии (на примере песнопений из белорусско-украинских нотолинейных ирмологионов конца XVI – XVIII в.)". Работа выполнена на кафедре теории музыки Учреждения образования "Белорусская государственная академия музыки". Научный руководитель – Николай Васильевич Шиманский (доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры теории музыки Учреждения образования "Белорусская государственная академия музыки"). Официальные оппоненты: Лариса Александровна Густова-Рунцо (доктор искусствоведения, доцент, доцент кафедры белорусской и мировой художественной культуры Учреждения образования "Белорусский государственный университет культуры и искусств"), Лилия Фаильевна Баранкевич (кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры истории музыки и музыкальной белорусистики Учреждения образования "Белорусская государственная академия музыки"). Оппонирующая организация – Государственное научное учреждение "Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси". Цель исследования – выявить специфику функциональной организации белорусско-украинской литургической монодии конца XVI – ХVIII в. Методы исследования. В основе диссертации лежит функциональный методологический подход к исследованию песнопений из белорусско-украинских нотолинейных Ирмологионов конца XVI – XVIII в. В диссертации обосновывается понятие функциональности в условиях белорусско-украинской литургической монодии конца XVI – XVIII в. Впервые выявлена специфика ладовой организации и ладомелодических функций тонов в песнопениях из нотолинейных Ирмологионов, что позволяет выделить белорусско-украинскую певческую культуру в ряду других монодийных культур – древнерусской знаменной и греко-византийской. Впервые определены тексто-мелодических функции структурных единиц текста и напева в многороспевной системе певческой культуры Великого княжества Литовского. Создана новая методика транскрибирования песнопений из нотолинейных Ирмологионов конца XVI – XVII в. с учетом интервально-звукорядных функций ключей и "странных бемолей" киевской нотации. Рекомендации по использованию: результаты диссертации расширяют представления о теории белорусско-украинской литургической монодии конца XVI – XVIII в. и могут быть применены в таких курсах первой ступени высшего образования, как "Раннее многоголосие", "Гісторыя літургічнай музыкі", "Белорусская музыкальная литература", "История музыки".

все фотографии