• Перейти на главную
  • Карта сайта

Защита диссертации Н.В. Шиманского

Защита диссертации Н.В. Шиманского 30 июня 2017 года в 14.00 на заседании Совета по защите диссертаций в учреждении образования "Белорусская государственная академия музыки" (ул. Интернациональная, 30, ауд. 104) состоится публичная защита диссертации Николая Васильевича Шиманского на соискание ученой степени доктора искусствоведения по специальности "Музыкальное искусство" (17.00.02). Тема диссертации – "Раннее многоголосие в литургической музыке Западноевропейского Средневековья (к типологии органума)". Научная работа выполнена на кафедре теории музыки Учреждения образования "Белорусская государственная академия музыки". Официальные оппоненты: Георгий Эльевич Пелецис (доктор искусствоведения, заслуженный профессор кафедры музыковедения Латвийской музыкальной академии имени Я. Витола), Лариса Александровна Густова-Рунцо (доктор искусствоведения, доцент,  доцент кафедры белорусской и мировой художественной культуры  учреждения образования "Белорусский государственный университет культуры и искусств"), Людмила Николаевна Сидорович (доктор искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой межкультурной коммуникации Частного учреждения образования "Институт современных знаний имени А.М. Широкова"). Оппонирующая организация – Государственное научное учреждение  "Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси". Цель исследования – выявить сущность, генезис и бытование феномена раннего многоголосия в Римско-католической певческой традиции и создать типологию органумной практики как методологической основы учения о раннем многоголосии. Методы исследования: типологический, источниковедческий, музыкально-палеографический, текстологический, сравнительно-исторический, историко-культурный. Впервые в музыкознании раскрыта внутренняя взаимосвязь понятийной пары "литургическая музыка" и "литургическое пение" в терминологической системе Западноевропейского Средневековья как семантических коррелятов феномена "раннее многоголосие". Одновременно установлено значение понятия "церковно-певческая культура западного типа" (в сравнении с восточной ветвью христианской духовности) в литургической органумной практике Западноевропейского Средневековья и определена сущность органума как генетической формы раннего многоголосия, сформировавшегося в Римско-католической певческой традиции. На основе типологического метода создана классификация основных стилевых моделей органума. Впервые становление органумного мелоса рассмотрено в связи с его содержательно-смысловой элевацией, обусловленной движением к профессионализации церковной музыки в эпоху Средневековья. Настоящая концепция положена в основу "Учения о раннем многоголосии" как нового (неклассического) направления в современной теории и практике полифонии. Материалы исследования составляют основу новой дисциплины "Ранняя полифония", введенной в учебный план Белорусской государственной академии музыки по специальности "Музыковедение".

все фотографии